Развитие моторики у детей раннего возраста
Не для кого ни секрет, что одним из важнейших направлений развития в дошкольном возрасте является развитие мелкой моторики.
И огромную значимость это направление приобретает именно в раннем возрасте, когда дети начинают активно познавать окружающую реальность. Почему же развитее мелкой моторики так важно для развития ребенка в целом? Уже давно известен тот факт, что моторика напрямую связана с речью. Основным новообразованием раннего возраста является именно речь, поэтому, чем лучше будет развита рука у ребенка, тем больше вероятность того, что процесс овладения речи у ребенка пройдет более легко и быстро. Моторика связана и с другими областями мышления – это внимание, память, координация движений. Нельзя забывать отом, что через некоторое время ребенок будет овладевать такими видами действий как рисование, лепка, аппликация, работа с ножницами, где необходимо согласованное движение рук, мелкие и точные движения. Также, ребенку предстоит учиться овладевать письмом. Для детей с плохо развитой моторикой этот процесс превращается в муку, необходимо правильно держать карандаш руке, писать, соблюдая правильный нажим, координировать руку в пространстве не заходя за контуры и правильно следуя линиям.
В быту мелкая моторика тоже играет свою роль – ребенку нужно учиться застегивать и расстёгивать пуговицы, молнии, кнопки, липучки. Завязывать и развязывать шнурки. Правильно есть за столом, не рассыпая еду или не разливая суп – все это тоже связано с моторикой напрямую.
Развивать моторику легко в домашних условиях используя различные пособия, а также подручные материалы.
Массажное оборудование и пальчиковые игры
В пальцах и ладонях сосредоточено большое количество всевозможных рецепторов, для их правильной работы необходима правильная стимуляция. С самого раннего возраста можно использовать массажные мячики, коврики, валики. Дети, обычно, с удовольствием реагируют на такое воздействие. Когда ребенок еще совсем маленький действия может совершать взрослый, в последствии дети справляются самостоятельно. Необходимо иметь несколько шариков, отличающихся по размеру, цвету, жёсткости. Большие использовать для массажа всего тела (дети катают мячики по телу, ногам итд). Шарики поменьше для массажа ладоней. Катать такие шарики дети учатся постепенно, необходимо следить, чтобы дети не возили шариком зажатым в руке по поверхности, а именно катали всей областью расправленной ладони. Шарик можно катать зажимая между ладонями, катая поочередно левой и правой рукой по твердой поверхности, катаем поочередно по тыльной стороне ладони. Можно использовать мягкие шарики без шипов, которые дети зажимают в ладонях, прячут их итд. Похожая работа производится с ковриками (по ним можно ползать на четвереньках, «наступать», разными частями руки).
В работе, также, можно использовать и пальчиковые игры, недостатка в которых нет. С детьми лучше использовать простые, стихотворные игры с понятными словами. Их можно использовать не только на занятиях, но и в игре и в бытовых моментах. При работе с пальчиковыми играми, также можно использовать иллюстрации, песенки итд.
Работа со специальным оборудованием
На прилавках магазинов в настоящее время можно найти огромное разнообразие игрушек для развития мелкой моторики, какие то можно сделать и самостоятельно.
- Шнуровки
Начинать стоит с легких шнуровок, например больших деревянных пуговиц. Дырки в таких шнуровках должны быть крупными, чтобы детям было легко попадать в них, «иголка» - достаточной длины, толстая, нитка прочная и хорошо крепиться к шнуровке, чтобы ребенок не нанес себе травму. Существует большое количество сюжетных шнуровок (шнуровки в форме предметов- яблоки груши, машинки итд., в форме различных персонажей) – необходимо подбирать шнуровки адекватные возрасту.
- Мозаики
Первые шаги при работе с мозаиками лучше начинать с крупных элементов, понятных детям. На первых этапах, дети, знакомясь с мозаикой могут просто вставлять в прорези элементы мозаики, дальнейшем можно давать детям задания, выкладывать совместно по образцу сюжеты и постепенно уменьшать размер элементов.
- Бусы
Работа с бусами очень похожа на работу со шнуровками, но внесет разнообразие в ваши занятия. Для создания таких бус можно использовать, как специальные пособия, так и то, что можно найти дома – например – бусы из макарон с крупными дырочками, или бусы из старых колпачков от фломастеров с отрезанной верхушкой, а также многое другое.
- Прищепки
Дома у каждого есть прищепки, что очень удобно при работе по развитию мелкой моторики. Лучше использовать разноцветные, яркие прищепки. необходимо поободрать такие, которые дети смогут раскрыть без помощи взрослого. Для игр с прищепками можно использовать различное вспомогательное оборудование – например картинки (сделать лучики солнышку, лепестки цветочку итд).
- Пуговицы, замочки, молнии
Такие пособия можно найти в магазинах или сделать самостоятельно. Начиная с самого простого (застегивать и расстёгивать молнию) можно переходить к более сложным элементам – таким как пуговицы итд.
- Сортеры
Здесь, как и в любых других играх следует идти от простого к сложному. Первоначально используя крупные детали. Например, кубы с прорезями, в которые необходимо вложить фигуры. В дальнейшем можно использовать более мелкие предметы (пуговицы) – которые необходимо вложить в прорезь. Или просто рассортировать предметы по определенному признаку, выбирая из общей кучи.
Работа с песком
Песок является одним из любимых материалов детей. Они готовы играть в песке часами. Первое знакомство с песком необходимо начинать именно в раннем возрасте. Для работы в домашних условиях понадобится домашняя песочница, песок и подручные материалы. Песок можно использовать цветной или естественного цвета, а также использовать кинетический песок.
- Трогаем песок руками, взрослый делает выводы о свойствах песка (мягкий прохладный итд). Прикладываем руки к песку поочередно: ладонью, ребром, тыльной стороной, проводим руками по поверхности песка.
-Прячем руки в песок. Дети с удовольствием играют в игры с прятками, взрослый может помогать ребенку прятать руки, чтобы кисти полностью скрывались под песком.
- Пересыпаем песок. Делать это можно всевозможными способами: захватывая песок двумя руками, поочередно, зажимая в кулачок, пересыпая из одной руки в другую, пересыпая песок с одной стороны ящика в другую или в различные емкости, используя пинцетный захват.
- Создаем ландшафт. Когда ребенок научился выполнять простые действия можно насыпать горки, делать реки, озера разгребая песок в стороны.
-Работа с предметами. На начальных этапах в песок можно прятать различные игрушки, фигурки животных небольшого размера. В дальнейшем можно обустраивать из этих фигурок тематические композиции.
-Работа с подручными материалами. Сюда отнесем игры с крупами, макаронами, орехами итд. Эти игры очень любимы детьми. В работе с песком лучше использовать фасоль, горох, крупные фигурные макароны, различные орехи. Начать можно с обыкновенной сортировки – например, разобрать фасоль и горох по различным емкостям. Сжимать песок с крупами в руках, делая своеобразный массаж. Выкладывать крупы по нарисованному на песке контуру. Также в песке возможно использовать любой дидактический материал: фигурки, картинки и многое другое.
-Рисование на песке. Ящик с песком напоминает лист бумаги, на котором, сначала по образцу, а потом и самостоятельно дети могут рисовать линии, предметы (рыбка, машинка, солнышко)
-Насыпание, пересыпание, досыпание песка в различные емкости руками и с использованием различного оборудования (ложек, совочков, ситечек)
-Работа с кинетическим песком.В целом, работа с таким песком не будет сильно отличаться от обычного. На таком песке легче оставлять следы от различных предметов, строить куличики в домашних условиях, создавать сюжеты.
Работа с крупами
Для работы с крупами можно также как и с песком использовать специальные ящички в котором будет насыпано достаточное количество, чтобы дети могли полноценно играть. Лучше использовать несколько ящиков с различными фактурами (отдельно фасоль, горох, а также эти или другие крупы вперемешку). В работе можно использовать рис, чечевицу, горох, фасоль, гречку. Работа с крупами похожа на работу с песком – дети могут сжимать крупы в руках, пересыпать, гладить поверхность, прятать предметы, сортировать крупы, ходить ногами, прижимать ладони к поверхности.
Детское творчество
Дети очень любят все, что связано с творчеством. Через создание маленьких шедевров, очень легко развивать в том числе и мелкую моторику.
- Пальчиковые краски
Детям раннего возраста еще сложно держать и правильно координировать свои движения при работе с кисточкой. Поэтому на помощь приходят пальчиковые краски. Существуют различные виды красок, например, которыми можно рисовать в ванной, ну и конечно же те, которые используют на обычной бумаге. С помощью таких красок, родителей и их фантазии можно создавать разнообразные поделки. В краски можно добавлять небольшое количество песка, чтобы дети ощущали краску и параллельно воздействовали на рецепторы пальцев и ладони более интенсивно.
- Трехгранные карандаши
Для детей раннего возраста лучше выбирать толстые трехгранные карандаши небольшого размера. Такой карандаш ребенку будет легко держать в руках, формируя правильный захват. Начинать стоит именно с карандашей, а не восковых мелков и фломастеров. Бумагу использовать шершавую, чтобы цвет получался ярче, и детям было легче освоить рисование карандашами, а затем и кисточкой.
- Работа в прописях
В магазинах сейчас легко найти прописи и раскраски, для самых маленьких, которые, при наличии у ребенка уже определенных навыков, можно использовать в больших количествах.
- Прикладное творчество
Работа с пластилином, тестом, массой для лепки, цветной бумагой, салфетками и многим другим также благотворно влияет на развитие детской моторики. При создании поделок необходимо использовать разнообразный, интересный для детей материал. Тогда сам процесс развития мелкой моторики будет ярким и интересным и пройдет для вас и ребенка без особых трудностей. Работа по развитию мелкой моторики очень разнообразна и ограничится только вашей фантазией.
Следует помнить о том, что все игры с оборудованием для развития моторики и песком, дети осуществляют только в присутствии взрослого, песок и необходимые материалы необходимо время от времени промывать и дезинфицировать.
Автор: Алеся Попова, логопед