Логика для самых маленьких
«- Чебурашка – это мальчик или девочка? –
спрашивает мама трехлетнего сына.
- Нет, не девочка…- задумывается малыш.
- Мальчик? – «допытывается» мама.
- Нееет! – мотает головой чадо.
- А кто же тогда?
У ребенка глубокая задумчивость…
- Никто! Это ПРОСТО ЧЕБУРАШКА!»
Милая и непосредственная детская логика всегда вызывает умиление. Интересно, что даже совсем маленькие дети уже улавливают важные логические связи и учатся строить простые логические цепочки. И конечно, чем раньше вы начнете тренировать логику у своего малыша, тем лучше у него будет формироваться речь, математические способности, память и внимание. Ведь все познавательные способности развиваются комплексно, и невозможно развивать логику, к примеру, отдельно от развития памяти или внимания. Развитие интеллекта –многогранный процесс.
Играем и развиваем
У самых маленьких деток развиваем логику, конечно же, только через игры. Обычно дети начинают строить первые логические цепочки примерно к годику, когда познают связь между случайным действием и результатом. (опрокинул чашку – вода пролилась, то есть чтобы пролить воду – надо толкнуть/ перевернуть чашку). Малыш проявляет интерес к коробкам, крышкам, дверцам, любит открывать и закрывать банки. Простейшие задания на развитие логики в это время как раз направлены на постижение простых последовательностей. Это игры с пирамидками, коробочками, которые складываются одна в другую, пустыми банками.
Пирамидки. Покажите малышу, как складывать пирамидку в правильной последовательности, а затем предложите ему сложить ее наоборот (от большего к меньшему, и от меньшего к большему). А как еще можно использовать ту же самую пирамидку? Можно катать кольца от нее, а если пирамидка в виде стаканчиков, то в нее можно складывать предметы, раскладывать ее в ряд, складывать одна в другую, собирать в вышину –можно с ней купаться и переливать воду! Масса возможностей для исследований! Кольца от пирамидки можно использовать в качестве руля к машине при игре в путешествие, а можно превратить их в бублики и играть в угощение, главное – показать крохе, что у вещей есть много вариантов применения, и можно придумывать свои идеи! Развивающая пирамидка
Коробочки. Предложите малышу складывать карточки (например, от домино) в коробочку с прорезанным на манер почтового ящика окошком. Это занятие тренирует не только мышление, но и мелкую моторику рук.
Баночки. Или дайте ему несколько пустых банок с крышками и крупные пуговицы (которые нельзя случайно проглотить) и покажите, как пересыпать их из банки в банку, разложить по цветам или формам. Так кроха начнет постигать азы классификации предметов.
Также очень полезны для развития мышления игры с ложками, чашками, мисками, - через игру с этими предметами дети учатся соотносить предмет и его назначение.
Пазл собираем – логику включаем
Детки постарше (примерно, от полутора до 2,5 лет) обожают игрушки -сортеры, машинки или фигурки с отверстиями для первых геометрических фигур. Когда малыш пытается сопоставить фигуру и подходящее к ней отверстие, это замечательно тренирует мышление, а также развивает математические способности (знакомство с геометрическими фигурами - кругом, квадратом, овалом, треугольником, трапецией).
Также малышам полезно предлагать игры на сортировку предметов. Это могут быть, к примеру, овощи (пусть малыш раскладывает их по разным мисочкам: по цвету, размеру или форме) или крупы (пересыпание круп в разные по размеру банки, миски), все это вы можете делать вместе в крохой во время приготовления ужина, чтобы на время увлечь карапуза на кухне.
Для деток 3-6 лет невероятно полезны пазлы. Начинать можно с простых пазлов из трех - четырех элементов, и по мере взросления крохи усложнять задания. Пазлы это универсальный тренажер для детишек, с их помощью тренируется и логическое мышление, и память, и внимание! Дети учатся сопоставлять части и целое, осваивают пространственное мышление. Картинка пазлы
Совет. Не спешите отдавать или выбрасывать пазлы, из которых малыш вырос (из 6-8 элементов). Можно перемешать несколько разных наборов, и у старых пазлов появится новое применение, ведь нужно будет собирать картинки из большего количества частей, а это усложняет задачу.
Мой 5-летний сын сам придумал себе такое «усложнение», когда нашел книжку с пазлами, купленную несколько лет назад, на каждой странице которой было по 6 кусочков пазлов. Легко и быстро собрав каждый отдельный пазл книжки, он придумал себе более сложное задание – высыпал пазлы из всех страниц книги, перемешал и стал собирать все заново, но уже из большего количества кусочков. И это действительно дало новую жизнь уже знакомой и изученной игре. Теперь мы всегда смешиваем несколько видов уже ранее собранных пазлов, чтобы играть в них стало интереснее и сложнее.
Почаще играйте с дошколятами в игры на развитие внимания. Самые простые игры можно проводить с теми же пирамидками или фигурами от сортеров (или с любыми другими игрушками).
«Угадай, чего не стало». Вы раскладываете на столе фигурки сортера (или разноцветные кольца от пирамидок) , просите кроху запомнить ряд (хватит 3-5 фигурок) и отвернуться. Прячете одну из фигур и спрашиваете: «Угадай, чего не стало?». Аналогично можно играть в игру «Угадай, что изменилось», в этом случае нужно менять предметы местами. Постепенно количество предметов можно увеличивать (на один - два элемента).
Словесные игры
Игры на развитие речи (как известно, речь и логика развиваются в неразделимой связке) очень актуальны для дошколят 5-7 лет.
- Это могут быть аналогии знакомой всем игры «В города». Помните, когда участники по очереди называют города, оканчивающиеся на последнюю букву предыдущего игрока (МосквА-Астрахань)? Играя в такую игру с детьми, можно называть не города, а животных или птиц (носороГ – ГиппопотаМ - МуравеЙ) или предметы обихода или мебели, либо просто описывать комнату (креслО – Окно - Обои). В такую игру можно играть где угодно, буквально «на ходу». Это поможет отвлечь ребенка в дороге или в очереди к врачу, если вы забыли какие-то другие игрушки.
- Или попросите ребенка запомнить и повторить за вами ряд слов, к примеру: Сосна, сон, снег, сад, снегурочка. Пусть кроха повторит слова, которые запомнил (тренировка памяти!), а затем предложите ему подумать, что общего у всех этих слов. Правильный ответ – они все начинаются на букву С, но вы можете услышать и много других интересных и вдумчивых ответов – и про снег и снегурочку (общее - снег), и про сосну и сад (сосна может расти в саду). Такие словесные игры полезны для логики и развития речи, и тоже могут стать для вас палочкой - выручалочкой в дороге. Это учит ребенка думать, размышлять, искать аналогии и соответствия.
Чаще загадывайте малышу загадки, шарады, головоломки и продолжайте удивляться порой таким не по-детски мудрым размышлениям вашего юного мыслителя!
Текст: Юлия Лебедева филолог, педагог